На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крымские Новости

5 подписчиков

Эрих Фромм – основоположник «гуманистического психоанализа»

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) – основоположник «гуманистического психоанализа», немецко-американский психолог и философ.

Основная тема работ Эриха Фромма – противоречия жизни человека, которые одновременно могут являться движущей силой его развития. В книгах Фромма явно прослеживается влияние антропологических взглядов Карла Маркса.

Человеческое поведение Фромм рассматривал с антрополого-экзистенциалистской точки зрения.

Для психологической науки наибольшее значение имеет следующие направления работы Эриха Фромма:

  • Изучение проблемы свободы человека, определение ее основных видов: «свободы для» и «свободы от».
  • Анализ основных способов человеческого существования: «быть» и «иметь».
  • Изучение значения «типичного» в той или иной культуре или историческом периоде, т.е. «социального».
  • Определение характера личности как результат приспособления личности к требования социума.

Эрих Фромм полагал, что личность не имеет в себе ничего прирожденного. А все особенности и проявления психики человека являются следствием нахождения личности в определенных социальных условиях. При этом Фромм связывал формирование типа личности не с прямым воздействием общества, а рассматривал его через призму двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического».

  1. Экзистенциальные противоречия человеческого бытия, влияющие на формирование личности:
    • Человек с самого начала обречен находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени».
    • Каждый человек с одной стороны является обладателем заложенных в нем огромных потенций, но с другой стороны не способен реализовать их все в полной мере по причине кратковременности своего существования.

Эти противоречия предопределены и неизбежны, но способ реагирования на них, определяется характером и культурой человека.

  1. Исторические противоречия возникают и разрешаются либо в процессе ее жизни личности, либо в дальнейшем ходе истории, и не являются обязательной частью человеческого существования.

Для Фромма возможным способом разрешением исторических противоречий являлось создание нового общества основанного на базовых гуманистических принципах. А также он считал, что любовь в широком понимании этого слова способна решить проблему отчуждения человека в обществе. Цель найденных Эрихом Фроммом приемов и методов «гуманистического психоанализа» состояла в «оздоровлении» общества, преодолении дисгармонии между человеком и природой.

Основной задачей создания здорового общества Фромм считал воспитание продуктивного характера человека. Под которым, он понимал способность человека к любви и самореализации, его умение правильно использовать свои силы и возможности. Непродуктивность же Эрих Фромм определял как неспособность человека любить и реализовать самого себя, использовать свои силы, поскольку их место в человеческой психике занимают ненужные формы активности, вызванные бессознательной тревогой.

Эрих Фромм выделил четыре типа непродуктивной ориентации характера:

  • Накопительский
  • Эксплуататорский
  • Рыночный
  • Рецептивный

Таким образом, в своих работах Эрих Фромм попытался объединить взгляды экзистенциализма, марксизма и психоанализа.

Читайте статью полностью: Эрих Фромм – основоположник «гуманистического психоанализа»

Ссылка на первоисточник
наверх