Определение лица, уполномоченного на подписание договоров от имени организации, а также правильное оформление его полномочий — одно из основных условий надлежащего ведения договорной работы. Как показывает практика, многие специалисты пренебрегают законодательными нормами, регламентирующими вопросы оформления полномочий представителей организации.
Это нередко приводит к признанию договоров, заключенных неуполномоченными лицами, либо недействительными, либо незаключенными для конкретной компании.В настоящей главе рассматриваются как распространенные, так и весьма нестандартные ситуации, связанные с определением юридической силы договоров, заключенных в отсутствии полномочий либо с их превышением, анализируются способы ограничений полномочий представителей, раскрывается понятие прямого последующего одобрения действий представителя и проч.
Полномочия руководителя организации на заключение договоров от ее имени являются уставными. Все другие лица могут подписывать договоры только на основании доверенности. Как оформить доверенность от предприятия на подписание договоров? Доверенность выдается не от имени руководителя, а от имени самого юридического лица. Руководитель подписывает доверенность и скрепляет ее печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Доверенности, выданные от имени государственных и муниципальных унитарных предприятий и аналогичных учреждений, должны дополнительно подписываться главным (старшим) бухгалтером.
Нередко возникает вопрос о том, нужно ли включать в текст доверенности образец подписи уполномоченного лица, а также указывать точное наименование должности, которую оно в данной организации занимает. Действительно, доверенности, содержащие такие данные об уполномоченном лице, встречаются довольно часто. Их, конечно, нельзя считать неверно составленными, с юридической точки зрения это действительные документы. Однако и образец подписи уполномоченного лица, и название его должности являются излишними сведениями, в текст доверенности их включать не обязательно.
Так же следует подчеркнуть, что по нашему законодательству необязательно в буквальном смысле выдавать доверенность представителю, т.е. отдавать ее лично в руки. Письменное уполномочие (доверенность) на совершение сделки представителем может быть предоставлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 189 ГК РФ по прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность. Доверенность прекращается не только вследствие истечения срока действия, но и в связи с ее отменой (т.н. отзыв доверенности). Но при этом заставить представителя «отдать» доверенность представляемому фактически нельзя.
Наш совет: во-первых, не выдавать доверенности с длительным сроком действия. Ведь срок действия доверенности определяет руководитель организации. Он связан при этом лишь тремя правилами: 1) максимальный срок доверенности составляет три года; 2) доверенность без указания срока сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения; 3) доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Во-вторых, необходимо не только оформить отзыв доверенности, но и довести информацию о нем до максимально возможного круга лиц. Согласно п. 1 ст. 189 ГК РФ лицо, отменившее доверенность, обязано известить о ее отмене лицо, которому выдана доверенность, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Если круг таких лиц с точностью установить невозможно, целесообразно разместить объявление об отзыве доверенности в местных средствах массовой информации, а также на официальном Интернет-сайте данной организации. Эти действия напрямую направлены на защиту интересов юридического лица от действий недобросовестного представителя.
Информация предоставлена Юридическим отделом Консалтинговой компании КУБ
Юридический консультант Александр Лещенко +7 (978) 780-86-83
Читайте статью полностью: Оформим доверенность от предприятия на подписание договоров