
(Новости России) На побережье Чёрного моря на данный момент ведётся строительство сразу нескольких важных для России объектов: Крымский мост и морпорт Тамань.
К 2020 году этот морской порт станет одним из крупнейших в Чёрном море. Его создают потому, что он откроет путь для российской продукции в страны, расположенные на берегу Атлантического и Индийского океанов.
Это будет ещё один транспортный коридор с высокой пропускной способностью, который поможет достигнуть геополитической стабильности и обойти экономические санкции.
«Порт Тамань, во-первых, глубоководный, а кроме того, имеет свойства порта-укрытия за счёт формы бухты. И это в условиях Чёрного моря крайне важно, — рассказал Аргументам и Фактам директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, подчеркнув, что для поддержания российского присутствия в мировом океане такие порты имеют принципиальное значение, поскольку способны принимать суда максимальной грузоподъёмности. — Чисто логистически это очень удобная штука: подъезды что железнодорожные, что автомобильные просто по географии сильно пересекаются с той транспортной инфраструктурой, что нам так или иначе придётся подводить к Керченскому мосту. Грубо говоря, это всё находится на одном пятачке земли, совмещаются интересы моста и порта».
Таманский порт является уникальным не только из-за расположения и возможностей, которые он даёт, но и из-за того, что это единственный во всей стране терминал по перевалке аммиака, который строит ПАО «Тольяттиазот».
Предполагается, что его грузооборот составит два миллиона тонн аммиака и три миллиона тонн карбамида в год.
«Развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на внешнеторговую деятельность, является актуальным. По прогнозам, экспорт из России в ближайшие годы может вырасти на 50%, — сообщил старший аналитик инвестиционной компании Freedom Finance Богдан Зварич. — Также не исключён рост импорта в ближайшие годы на фоне роста конечного потребления в России. Соответственно, понадобится транспортная инфраструктура, способная выдержать такой грузопоток. В частности, можно вести речь и о развитии морских перевозок, позволяющих транспортировать грузы в южную Европу и северную Африку. В сложившихся обстоятельствах строительство нового порта на Чёрном море можно оценивать как позитивный и своевременный шаг. Что же касается развития Таманского грузового порта, то он, безусловно, является важной частью экспортной инфраструктуры, позволяющей экспортировать российские товары по всей акватории Чёрного и Средиземного морей».
Терминал «Тольяттиазота» объединит три основных блока: береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс по приёму судов большого тоннажа и осадки, комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений.
Строители уже окончили создание сливной эстакады, биологических очистных сооружений, резервуаров для хранения продукции, внутреннего аммиакопровода, собственной электростанции и компрессорной, технологического причала и различных административных объектов. Все они ожидают ввода в эксплуатацию.
Кроме того, уже подготовлена автодорога и эстакада, выдающаяся на 2,5 километра в море.
Инвестором строительства выступил химкомбинат «Тольяттиазот», который вложил уже 300 миллионов долларов.
«Изначально проект задумывался как мощное государственно-частное партнёрство. В нём, помимо федеральных денег, должны были участвовать деньги экспортёров, заинтересованных в развитии тех или иных терминальных портовых мощностей, — напоминает Михаил Блинкин. — Например, для перевалки аммиака и карбамида предполагалось строительство двух очередей терминала ТоАЗом на частные инвестиции».
Инфраструктурный объект принёс пользу и местным жителям, которые активно трудоустраивались сюда. Кроме того, химкомбинат участвовал в ремонте больницы, закупке новых автобусов и строительстве телебашни.
Однако, недавно у завода возникла проблема: власти Краснодарского края подали иск в суд, желая получить контроль над готовой недвижимостью комплекса, среди которых называли вспомогательные и инфраструктурные сооружения.
Судебные тяжбы также отрицательно сказываются на активности развития проекта.
Эксперты надеются, что руководители Края и химкомбината придут к компромиссному решению, иначе госполитика по развитию Черноморского побережья находится под угрозой срыва.
Не стоит забывать, что Россия остро нуждается в альтернативном коридоре для экспорта своих продуктов, так как Украина постоянно повышает стоимость транзита аммиака через Одессу и часто грозится и вовсе перекрыть поток.
Читайте статью полностью: Геополитика и частный бизнес. Как работает такой тандем на Тамани